ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - реформирование учебных заведений, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Инклюзия-процесс включения детей в общеобразовательную школу не зависимо от половой , этнической , религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально-экономического положения.
Инклюзия-процесс максимального доступного образования для всех, в доступных образовательных учреждениях, развитие процессов обучения с установкой адекватных целей для каждого.
Инклюзия-процесс создания условий для благотворного общения и дружбы между детьми
Правила инклюзивной школы
-
Все ученики равны в школьном процессе.
-
Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение всего дня.
-
У всех учеников должны быть равные возможности для установления равных социальных связей.
-
Планируется и проводится эффективное обучение.
-
Все работники обучены стратегиям и процедурам , облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди воспитанников.
-
Программа учитывает потребности каждого ученика.
-
Семьи активно участвуют в жизни школы.
-
Все работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
Условия для инклюзии:
2 БӨЛІМ
Нормативно-правовая основа для инклюзивного образования в Республике Казахстан
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНВЕНЦИИ, ДЕКЛАРАЦИИ, ПРАВИЛА
-
Конвенция ООН «О правах ребенка». Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 44/95 от 20 ноября 1989 года;
-
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Приняты Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 48/96 от 20 декабря 1993 года;
-
Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями», Саламанка, Испания, 1994;
-
Дакарские рамки действий: Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств. Приняты Всемирным форумом по образованию (Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.)
-
Конвенция ОНН о правах инвалидов. Принята Генеральной Ассамблеей ООН: резолюция 61
106 от 13 декабря 2006 года
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
-
Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.
-
Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 08.08.2002 N 345-II
-
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.10.2011 г.)
-
Закон Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» от 16 июля 2001 года № 242-11
-
Закон «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», от 11 июля 2002 года N 343
-
Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года № 39-III ЗРК
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
-
Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 г оды. Утверждена указом Президента РК от 7 декабря 2010 года №1118.
-
План мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 г (1 этап). Утвержден постановлением Правительства РК от 11 февраля 2011 г. № 130
-
Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011- 2015 годы. Утвержден постановлением Правительства РК от 19 февраля 2011 года № 160.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РК
Наименование документа |
Дата утверждения |
«О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра образования и науки РК от 29 2003 г. № 787 «Об утверждении Перечня типов и видов специальных организаций образования, необходимого количества мест в организациях образования для лиц, нуждающихся в специальном образовании». |
Утвержден Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2006 г. № 902 |
Типовые правила организации деятельности кабинетов коррекции и инклюзивного образования |
Утверждены Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 27. |
Методические рекомендации по организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями в развитии. |
Письмо МО и Н от 16 марта 2009 года № 4-02-4/450. |
Инструктивно-методическое письмо по определению детей после кохлеарной имплантации в организации образования. |
Письмо МОиН от 2 июля 2009 г, № 4-02-4/1228 |
Методические рекомендации по определению детей с аутизмом в организации образования. |
Письмо МО и Н от 28 мая 2010г . №4-02-4/1435 |
Правила организации скрининга и диагностики нарушений слуха у детей раннего возраста. |
Утверждены приказом МЗ от 28.09.2009 № 478. |
Правила о порядке организации учебных занятий для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических, реабилитационных и других организациях здравоохранения |
Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года N974 (согласованы с Министерством здравоохранения Республики Казахстан 26 ноября 2004 года) |
Концепция развития инклюзивного образования в Республике Казахстан |
дорабатывается |
Национальный план действий по развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан |
дорабатывается |
Правила организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде. |
Разработаны, представлены к утверждению в МОиН РК |
Правила организации деятельности инклюзивной организации образования |
Разрабатываются |
Постановление Правительства РК № 77 от 30 января 2008 года «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» |
Разрабатываются предложения о внесении дополнений относительно специалистов, для работы с детьми с ограниченными возможностями в развитии в дошкольных и школьных общеобразовательных организациях, имеющих статус инклюзивных. |
Совет благополучия ребенка
Это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в соответствии с образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.
Цель деятельности СБР:
Разработать и спланировать психолого – педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями с целью создания условий для всесторонней самореализации.
Задачи СБР:
-
Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательной организации) диагностика отклонений в развитии;
-
Уточнение стратегии и определение тактики и технологий сопровождения;
-
Динамическая оценка эффективности мероприятий;
-
Координация взаимодействия и деятельности участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель);
-
При возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а так же при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций СБР - направление ребенка на комиссию, в рамках психолого-медико-педагогической службой;
-
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся инклюзивных классов.
Документация СБР:
-
Согласие на проведение оценки достижений и сложностей
-
Форма наблюдения
-
Описание достижений в образовании
-
Aнкета
-
Справка о первоначальной (повторный) оценке особых образовательных потребностей
-
Справка о предоставлении специального обучения или обеспечении образовательной поддержки
Информационно-просветительская работа
-
Алехина, С. В. Инклюзивное образование: история и современность: учебно-методическое пособие / С. В. Алѐхина. – Москва : Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 33 с.
-
Инклюзивное образование : [сборник]. Вып. 1 / сост. С. В. Алѐхина, Н. Я. Семаго, А. К. Федина. – Москва : Школьная книга, 2010
-
Инклюзивное образование : сборник статей / сост. М. Р. Битянова. – Москва : Библиотека журнала «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. – 224 с.
-
Инклюзивное образование: инновационные проекты, методика проведения, новые идеи : сборник научно-методических материалов / под науч. ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой. – Москва
-
Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования : главы из книги / Дэвид Митчелл ; пер. с англ. И. С. Аникеев, Н. В. Борисова.
-
ВоронковаВ.В. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс»